Спорная земля на пути свинины к потребителю.

Фильтры

Регион

Новости

Спорная земля на пути свинины к потребителю.

В Щелковском районе Московской области, в поселке Новое Литвиново вот уже более семидесяти лет существует свиноводческое хозяйство. Оно знавало всякие времена, но всегда было на плаву. А в 70-е, 80-е годы прошлого века, этот совхоз по праву считался флагманом в отрасли, был миллионером.

Но, увы, все проходит, наступили другие времена.

Начались реформы. Стало нечем платить за корма, бензин, электричество. Свиньи дохли от голода. Вот тут-то и началось самое главное, которое и по сей день, определяет жизнь хозяйства и тех, кто в нем трудится.

Вот как вспоминает о том времени Татьяна Парамонова, главный экономист хозяйства:

- В 2004 г. в нашем поселке определенными лицами стали скупаться земельные паи. Ходила определенная группа людей по квартирам, и составляли списки людей, желающих продать. А потом к Дому культуры подходили автобусы и люди, которых удалось уговорить, ехали продавать свои паи. На территории банка в подсобных помещениях была организована скупка этих паев. Стояли компьютеры и подготавливались документы для оформления продажи. Даже не продажи, подписывали мы договора доверительного управления на 2 года. Не особо давали читать людям, что находилось в этих документах. В основном, подписывали все, не читая, шли конвейером. За один пай давали $2,500, пай составляет 0,83 га.

А вот воспоминание Зинаиды Кузьменко, работницы хозяйства:

- К сожалению, я очки с собой не взяла, без очков совершенно читать не могла. Я просила за меня прочитать, что там написано. Пальцем ткнули, где надо подписать. И еще сказали, что если мы договор расторгнем, то 1 млн или 2 должны вернуть назад. Я даже прочитать этого не могла.

Словом, слушая этих людей, наверное, следовало бы смеяться. Но как-то не весело. А чтобы до конца понять природу таких вот решений многих людей необходимо почувствовать атмосферу, в которой проходило это действо. Впрочем, вот как передают ее сами участники тех событий.

Зинаида Кузьменко.

- 3 года я зарплаты не видела. А там кассир сидела рядом, давала деньги, доллары. Могли бы и за 500 $ отдать 83 сотки.

Татьяна Парамонова.

- Многие жители поселка являлись работниками хозяйства и, оставшись без работы, вынуждены были это сделать, чтобы как-то свою семью сохранить, накормить.

Вот потому просто язык не поворачивается осуждать этих людей. Хотя… Происходило это в тридцати километрах от Москвы, где сегодня стоимость 1 сотки земли равняется 4 тыс. условных единиц…

Далее события разворачивались, в общем-то, по незамысловатому сценарию. Хозяйство-миллионер стремительно и неотвратимо превращалось в нищего попрошайку. Долги росли, а люди разбегались. Осталось человек 100, которым то ли идти было некуда, то ли не хотелось расставаться со своим некогда успешным предприятием.

Замечу, что они были в явном меньшинстве. А это, как вы понимаете, означало, что земли у них (а стало быть, у бывшего совхоза) оставалось значительно меньше, чем той, которая была продана.

Свинокомплекс, некогда один из лучших в Союзе, был по существу приговорен. Но, как это иногда бывает, в дело вмешался случай. Отставной полковник, десантник, разведчик после Афганистана и Чечни решил заняться разливкой кетчупа. А для этого требовалось помещение в аренду. В поисках его он и оказался в Новом Литвиново. И начал с успехом заниматься этим своим бизнесом на территории тоже с успехом умирающего совхоза. Словом, как-то так получилось, что люди после череды ворующих и быстро сменявших друг друга руководителей в последние годы, увидели в нем надежду и опору. И стал Александр Щеткин руководить свинокомплексом:

- Начали с того, что все вычистили и закупили новых племенных животных. Тогда было 150 голов, а в апреле 2004 г. уже было свыше 4 тыс. В среднем, рост шел от 50% до 60% в год, и, если бы не обстоятельства, на сегодняшний день было бы верных тыс. десять…

О каких обстоятельствах идет речь, что мешает бывшему полковнику?

- Два года с лишним тому назад у большинства пайщиков были скуплены свидетельства на собственность, и юридические лица, очень далекие от предприятия, захватили эту землю для строительства санатория, оставили предприятие без земли, которая ему необходима. Приехали хлопцы, почему-то из Мосэнерго, и сказали: предприятие нам должно денег, приступаем к процедуре банкротства. В сельской местности говорят, что произошло очередное одурачивание людей, и у нас была предпринята попытка, как сейчас модно говорить, рейдерства. То есть захват предприятия и его уничтожение.

К слову - в переводе с английского рейдер это захватчик и мародер. И опять показалось, что судьба предприятия предрешена - на месте свинокомплекса будет что-то вроде развлекательного центра, а крестьяне опять будут мыкаться в поисках работы. Но ситуация в стране к этому времени стала меняться. На сельское хозяйство обратил внимание Президент, правительство начало вкладывать в него средства, а министр сельского хозяйства назвал развитие животноводства, свиноводства в частности, приоритетным направлением. Это и вдохнуло вторую жизнь в деятельность хозяйства.

- В 2003 г., в августе месяце, мы выиграли тендер по животноводству, проводимый Министерством сельского хозяйства РФ, рассказывает Александр Щеткин. - это то же самое, что сейчас национальный проект. У нас в хозяйстве зарплата сейчас стала самая высокая в районе. Уже 3 года подряд. В среднем, меньше 7-8 тыс. нет. Мы в районе на сегодняшний день единственное целое предприятие, которое сохранило, во-первых, всю инфраструктуру, кадрами укомплектовано полностью, во-вторых, развивается, в-третьих, представляет какие-то проекты и питает надежды дальнейшего развития. Только у нас появляются новые рабочие места. После реконструкции, если доживем, доведем себестоимость мяса до 30-35 руб.

Словом, и у руководителя, и у работников вдруг появилась, как он выразился, «надежда дальнейшего развития». Появились и планы. К тому же, с марта этого года предприятие является участником национального проекта «Развитие АПК». Александр Щеткин рассказывает:

- Сейчас одна немецкая компания делает проект реконструкции нашего предприятия. Ведется подготовительная и согласовательная работа по проектной документации. Надеемся, что в ближайшее время сможем представить уже готовые документы в банк. Расчетная цифра 10-12 млн евро. Не вложив такие деньги не получишь ту себестоимость. Не получишь ту себестоимость - на рынке будешь не конкурентоспособным, не будешь конкурентоспособным, предприятие обречено.

Казалось бы, живи и радуйся. Но не все так просто.

- У нас только в июне из 30 рабочих дней прошло 15 судебных заседаний, - замечает руководитель.

Так за что бьются то, что делят и поделить не могут? За землю. А потому, мягко говоря, и лихорадит Новое Литвиново. Судите сами. Только в течение прошлого года и года нынешнего предприятие приняло участие в 130 судебных заседаниях для защиты своих интересов.

События, меж тем, принимают порой откровенно криминальный оттенок.

- В августе 2004 г. подаем исковое заявление в Щелковский горсуд. Через 2 дня горит 250 т сена. Через день звонят и спрашивают: как горит? 4 мая 2006 г. выиграли судебный процесс по своему исковому заявлению. 6 мая горит ферма. 7 мая звонят, спрашивают: как горит?, - вспоминает Щеткин.

А еще были и подделки печати предприятия на документах, фальсификация собраний пайщиков, «угроз физической расправы с посещением мест их проживания группой лиц».

Не нам становиться на чью-либо сторону. Как законопослушные граждане мы обязаны согласиться с решением суда, каким бы оно ни было. А оно на сегодня таково - заморозить все сделки с земельными паями. Кто бы ни являлся инициатором этих сделок.

Не будем обсуждать решение суда. В нашем земельном законодательстве достаточно белых пятен, чтобы по-разному интерпретировать те или иные жизненные коллизии. Тем более что юридические тонкости мало кого заинтересуют. Тем не менее, решение суда состоялось и у предприятия, казалось бы, теперь развязаны руки. Однако не будем спешить.

Александр Щеткин считает, что «ничего еще не кончилось»:

- Наши оппоненты используют любую возможность, чтобы сделать нашу жизнь еще сложнее. И плевать они хотели на решение суда. Вот последняя история. Закрыв один кредит в банке, мы обратились за другим. Кредитный комитет, который должен был рассматривать нашу заявку, вдруг получает письмо. Банк ставят в известность, что мы недобросовестные контрагенты, и, по всей видимости, этот последний кредит мы банку не вернем. В результате, вместо ожидаемых 18 млн нам дали 5...

Мы как-то привыкли к тому, что работа над национальным проектом идет достаточно гладко. Он инициирован Президентом РФ, его курирует первый заместитель Председателя Правительства, «руку на пульсе» держит постоянно министр сельского хозяйства.

В сущности, так оно и есть на самом деле. Строятся новые животноводческие предприятия, отечественная продукция вытесняет с рынка импортную, растет спрос на корма.

Однако вся эта разумная и конструктивная работа ведется иногда на не должным образом оформленной или вовсе неизвестно чьей земле.

В Московской области угодья дорогие, и эта проблема уже дает о себе знать. Вдалеке от столицы земля пока ценится ниже, но по мере того, как будут строиться дороги (а они будут строиться), как будет приходить в глубинку газ (а он будет приходить), многие предприятия столкнуться с земельной проблемой, с рейдерами. И многие бывшие земельные пайщики по всей стране будут «кусать себе локти» - зачем продали за бесценок, почему не оформили землю, как полагается?


Крестьянские ведомости


Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее